В интервью агентству «Р-Спорт» новый главный тренер сборной России по регби Александр Первухин рассказал о том, как происходило его назначение, о ближайших планах национальной команды, а также о том, как обстоят дела в «Енисее-СТМ», который он пока возглавляет.
- Вы сами изъявили желание возглавить сборную?
- Если честно, я очень серьезно хотел возглавить ее еще год назад. В нынешней ситуации сделать это не так просто. А тогда я ориентировался на выход на Кубок мира, это было целью.
- Команда переживает непростой момент. Она потерпела неудачу в отборе на Кубок мира, грядет смена поколений, но для вас все это, наверное, еще и вызов как для тренера?
- Да, вызов. Мне не удалось стать тренером сборной России, когда на самом деле этого хотел, когда я думал и верил, что есть возможность попасть на Кубок мира, но «Енисей-СТМ» выступил удачно, и больше тренерской мотивации я для себя не видел. Я был настроен в следующем году продолжить работу в качестве директора клуба. Но в разговоре с командой сказал о том, что если появится возможность выступить в еврокубке, то, конечно, хотел бы поработать еще. И так получилось, что в начале декабря появился вариант с участием нашей команды в еврокубке – в квалификации Кубка вызова. Уже 24 января нам предстоит первый матч – российский клуб впервые будет играть в турнире. А в конце декабря, и тут надо отдать должное группе наших тренеров во главе с Николаем Нерушем, которые настояли на том, чтобы я стал главным тренером сборной, я возглавил национальную команду. Когда тренеры обратились ко мне, отказываться было некрасиво. Так все сплелось вместе в один клубок, и в итоге мы входим на новый этап, может, не совсем в хорошее и удобное время, но, наверное, российский специалист в хорошее время у нас во главе сборной и не появится (смеется). Это надо тоже понимать.
- Вы останетесь тренером «Енисея-СТМ»?
- В планах сейчас сыграть вместе с командой в еврокубке – в лучшем для нас случае квалификация закончится 2 мая. Но к чемпионату России я, честно говоря, уже не планирую готовить команду. Останется только сборная. Так что впереди у меня четыре месяца совместительства работы в сборной и клубе.
- Вы не поменяете решение?
- На сегодняшний день планы такие. Они озвучены и команде, и федерации. Думаю, так оно и будет. Группа помощников в тренерском штабе «Енисея» у меня неплохая. Если честно, я бы в идеале всю свою тренерскую группу забрал в сборную, тогда бы проблем не знал. Но так делать нельзя, потому что у клуба свои цели и задачи.
- А кто станет вашим преемником в клубе?
- В тренерском штабе «Енисея-СТМ» за последний год сложилась очень солидная группа профессионалов. Как минимум три-четыре тренера могут возглавить команду. За оставшееся время я определюсь.
- Мы с вами разговаривали в декабре, и тогда вы сказали, что не верите в то, что станете тренером сборной России.
- Я предупредил ребят из тренерского совета, что если они пойдут до конца, я готов возглавить команду. Но сказал, что пробивать путь для себя же не буду. Все организовал Николай Владимирович Неруш, он шел до конца, и все получилось. Ну и последним гвоздем в крышку сотрудничества с бывшим главным тренером Рафаэлем Сан-Андре стал финансовый вопрос и уменьшение транша соответственно. Перед Федерацией встали практические вопросы, это стало одной из составляющих решения о моем назначении.
- Вы уже встречались с президентом федерации регби России Вячеславом Копьевым?
- Конечно, без президента такие вопросы не решаются. Предварительно я разговаривал с Копьевым. Сначала один на один был разговор. На следующей встрече уже присутствовали тренер «ВВА-Подмосковья» Неруш, председатель тренерского совета Евгений Антонов, директор департамента элитного регби Дмитрий Афиногенов, исполнительный директор федерации Елена Артамонова.
- О чем говорили?
- Я, прежде всего, должен был дать окончательное согласие. Решение вопроса и так затянулось, и сейчас с формированием команды есть серьезные проблемы. Клубы ушли в отпуск. Если бы назначение состоялось в начале декабря, то с кандидатами в сборную были бы конкретные разговоры, планы раздавались бы на подготовку. А сейчас люди отдыхают, приходится их вызванивать отовсюду, поэтому не все так хорошо получается по формированию. Все решилось в последнюю декаду декабря. Меня интересовали, прежде всего, спортивные условия работы. Понятно, что сегодня будет уменьшенное количество сборов и дней соответственно. Я считаю, что в предыдущие годы работа сборной в федерации была организована на высоком уровне, и меня интересовало, как будут обстоять дела теперь. Есть определенные финансовые проблемы. Уже не будет традиционного трехнедельного январского сбора, когда команда готовится к матчам Кубка европейских наций. Обычно он проводился в ЮАР или еще где-то за границей с хорошими спаррингами. Сегодня у нас будет десять дней в Сочи с 25 января по 4 февраля, а 7-го мы должны в Мадриде играть с испанцами, 14-го на выезде с Германией.
- У вас уже есть видение состава?
- Оно должно было быть еще вчера (смеется). Вопрос в другом – видение у меня есть, надо еще собрать всех этих игроков. Основа команды на этот сбор будет из двух клубов – «Енисея-СТМ» и «ВВА-Подмосковья», потому что игроки этих команд рано начали подготовку. Мы ее начали, когда узнали об участии в квалификации еврокубка. «ВВА» тоже достаточно рано начал тренироваться. Есть кандидаты из «Красного Яра», «Славы», Новокузнецка, «Кубани». Сейчас мы их собираем, пока нет до конца ясности относительно их состояния.
- Сколько будет человек на сборе?
- На первый сбор поедут 30-32 игрока. Список кандидатов есть, но он пока неокончательный. Думаю, список будет опубликован 14-15 января.
- Понятно, что сборной нужно обновление состава. Но будете ли вы вызывать ветеранов?
- Вы же понимаете, что просто топорное обновление состава невозможно. Сейчас перед сборной и мной стоит огромная задача в плане того, что команда просто разучилась выигрывать. За последние три года мы не выиграли ни одного принципиального матча. Тех соперников, с которыми раньше бились на равных, сейчас не обыгрываем. Есть психологическая неуверенность, неустойчивость. Задача сейчас сформировать команду, перед которой, в первый год особенно, не будет стоять каких-то глобальных задач. Да, конечно, в сборной должны быть молодые игроки, учитывая, что нас ждет отбор на Кубок мира 2019 года в Японии. Поэтому планируется сегодня создать вторую, молодежную команду. Основная сборная будет сплавом трех поколений игроков. Это те, кому уже за 30, которых можно назвать ветеранами, которые уже вряд ли смогут поехать в Японию, но могут помочь в данный конкретный период. Вторая группа – основная прослойка, игроки от 25 до 30 лет, из которых большая часть при своей хорошей форме будет претендовать на участие в Кубке мира. Кроме того, будет группа перспективной молодежи, на прогресс которой мы будем рассчитывать в ближайшие четыре года.
- Вы уже определились с тренерским штабом?
- Он будет укомплектован после праздников. Договоренности есть. Окончательно мы решим вопрос в период с 13 по 15 января.
- В релизе Федерации регби России говорится о том, что Рафаэль Сан-Андре теперь будет консультантом. Но непонятно, в каком формате и объеме.
- Мне это тоже непонятно. В заявлении написано, что он будет советником Федерации. Я считаю, что человек из французской академии мог бы работать с нашей системой образования молодых кадров. Пока у нас есть очень серьезное упущение – наши молодые тренеры практически не участвуют в курсах, для них не проводится крупных семинаров. Даже по своей команде я могу сказать, что мне удалось сформировать группу помощников-профессионалов благодаря тому, что мы ежегодно выезжали на стажировки в лучшие клубы мира. Мы наблюдали за всей подготовкой, впитывали информацию. Все мои помощники в курсе всех современных тенденций. К сожалению, я не вижу этого на уровне Федерации регби России. Я не понимаю, почему нам нельзя организовать стажировку наших 30-летних, 40-летних ребят, которые закончили играть и хотят стать тренерами. Пусть даже они выезжали бы за счет клубов, но такие стажировки надо просто организовывать. Я считаю, что Рафаэль мог бы заняться решением этой проблемы.
- Вам сейчас предстоит много разъездов с клубом и сборной. Семья поддержала вас в решении возглавить национальную команду?
- Семья - это моя самая слабая позиция сегодня. У меня полуторогодовалый сын, который от меня буквально не отходит. Но мужчины всегда должны ставить перед собой какие-то цели. Все равно в целом семья меня понимает. Хотя я сам слабо представляю, как все будет происходить. За последние годы я отвык от долгих отъездов. Даже с клубом мы ездили на сборы на две недели, а сейчас меня не будет дома больше месяца. Потом побуду три-четыре дня дома и снова уеду на месяц. Это будет самое тяжелое.
- Как обстоят дела в «Енисее-СТМ» с учетом непростой финансовой ситуации, ведь сейчас многие регионы стараются освободить бюджеты от спортивных клубов.
- Да, ситуация очень непростая. Все-таки надо отдать должное правительству Красноярского края и губернатору. У нас большое сокращение бюджета – на 30 процентов, но губернатор уверен, что все это можно компенсировать за счет внебюджетных средств. Мы рассчитываем, что с бюджетом ситуация будет удовлетворительной. Понятно, что уже не будет легионеров, мы урезаем состав. Наверное, уровень немного уменьшится по качеству игры, но надо выживать, значит, будем выживать.
- То есть в команде будут играть только россияне?
- На сегодняшний момент высокооплачиваемых игроков в составе нет. Хотя у меня таких и было-то мало – разве что Райан Бамбри знаменитый был. В принципе Юрия Баранова с Улдисом Саулите я легионерами не считаю, они у нас по 12-13 лет в команде, женаты на россиянках. Хотя формально они являются легионерами. То же сегодня относится и к Виталию Орлову, который у нас уже седьмой год. К сожалению, не будет играть Максим Гаргалык, у которого возникли серьезные проблемы со здоровьем. А так практически новых игроков нет. Мы сохранили прошлогодний состав и ввели туда молодежь. Я думаю, такие фамилии как (Дмитрий) Кротов и (Сергей) Беленков, вы еще услышите. Кротов сейчас является кандидатом в сборную и, может быть, будет участвовать в первых матчах Кубка европейских наций.
- Вопрос еще в том, с кем играть в чемпионате России – «Филей» не будет, в том году «Спартак» потеряли. Тенденция не очень хорошая.
- Согласен. В тяжелые годы первым делом рушатся те виды спорта, у которых нет хорошей спонсорской или бюджетной поддержки. Конечно, удар по нам серьезный, но мы рассчитываем, что сезон в лиге должен состояться, что чемпионат пройдет как минимум не хуже прошлогоднего. В том году в первом дивизионе сезон начинали восемь команд, в этом, как мы планируем, их будет десять. Сейчас соберемся 16-17 января, примем календарь. Мы выбрали нового президента лиги и планируем помимо того, чтобы играть, наконец-то заняться популяризацией и рекламой. Вот эти вопросы мы будем обсуждать на ближайшей встрече.
Беседу вела Елена ДЬЯЧКОВА,
фото Сергея ЯРЛЫКОВА.
|