На семинарах в роли учеников выступали учителя физкультуры (фото Сергея Ярлыкова).
Завершилась апробация преподавания основ регби на уроках физкультуры, в
которой приняли участие около ста общеобразовательных школ по всей России, в
том числе сорок, расположенных в Красноярском крае.
Роль масс и личности в истории
Идея введения регби в программу
обычных школ витала среди любителей овального мяча давно. О ней говорили
многократный чемпион страны в составе «Красного Яра» Владимир Негодин и детский
тренер РК «Енисей-СТМ» Юрий Антонов, известный спортсмен и актёр Олег Тактаров
и не менее известный телекомментатор Алексей Попов. Однако, в любом большом
деле, кроме желания масс, обязательно должна присутствовать личность, которая,
подобно бульдозеру, снесёт все препятствия на пути и протолкнёт идею в жизнь. В
роли этакого бульдозера выступил директор и главный тренер РК «Енисей-СТМ»
Александр Первухин. Ещё лет шесть-семь назад он пришёл к убеждению, что одной
из главных составляющих роста популярности регби в России должно стать
преподавание его в школах.
На Западе нет специализированных
регбийных школ, а есть обычные школы, колледжи, лицеи, которые разыгрывают свои
первенства, затем первенства округов и так до самого верха. Подобная ситуация и
на Востоке. Девять лет назад сборная России выиграла Кубок Супердержав, победив
Японию в Токио, но за это время Страна Восходящего Солнца сделала заметный шаг
вперёд. Посетив её, Первухин собственными глазами увидел, что финальную часть юношеского
первенства разыгрывают все 47 префектур. Причём это событие освещали четыре
телеканала. У нас телевидение пока не жалует регби, ссылаясь на невысокие
рейтинги таких передач. Между тем, прилив ребят в регбийные секции происходит
именно после таких трансляций. Получается замкнутый круг, разорвать который можно
через внедрение регби в школьную программу. Когда в России будет хотя бы треть
японской массовости, телевидение само потянется за овальным мячом.
Прорыв в глубинке и в Москве
В бытность начинающего тренера
Александр Первухин вёл секцию регби в красноярской школе № 106, где директором
в ту пору был Вячеслав Башев, возглавивший позже Министерство образования и
науки Красноярского края. К нему и обратился наставник «Енисея-СТМ» с
предложением ввести основы регби в программу общеобразовательных школ. Выслушав
тренера, министр дал принципиальное согласие, но требовалось решить целый ряд вопросов,
как на местном уровне, так и в Москве.
На тот момент, почти все регбийные
секции Красноярского края находились в черте краевого центра. В глубинке их можно
было пересчитать по пальцам одной руки. Основная нагрузка по увеличению
регбийных точек в глубинке легла на РК «Енисей-СТМ», под эгиду которого перешла
краевая школа. «Красный Яр» – городская команда,
но и она внесла свою лепту: под патронажем «бело-зелёных» работает секция посёлка
Солонцы Емельяновского района, где у клуба расположена загородная база. Личными
усилиями председателя краевой федерации Леонида Ковеля, с овальным мячом
заиграли в школах Нижнеингашского района, а общее число регбийных точек за
пределами Красноярска перевалило за двадцать.
Не менее сложным был юридический вопрос,
но, кажется, сама судьба пошла навстречу регбистам. Два года назад в программу
общеобразовательных школ был введён третий урок физкультуры, который отдали на
«откуп» самих учебных заведений. Однако, среди игровых видов спорта,
утверждённых Министерством образования и науки РФ, регби не значилось. Здесь на
помощь пришли столичные единомышленники. Национальный благотворительный фонд
развития детского регби сумел выйти на экспертный совет министерства и получить
положительную оценку предложенной программы.
Мифология школьного регби
6 июня 2012 года из стен Минобразования
РФ, в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов федерации, был
отправлен документ, рекомендующий апробацию основ регби на уроках физкультуры. На
радостях красноярские энтузиасты тут же разослали по городам и районам края
письма, и получили пачку отрицательных ответов. Аргументы не отличались
оригинальностью: нет условий, нет специалистов, и вообще – «игра травмоопасна,
родители будут против». Даже в Кировском районе («вотчине» «Енисея-СТМ»)
первоначально не нашлось ни одной школы, пожелавшей проводить уроки с овальным
мячом. Пришлось включаться в долгую разъяснительную работу.
Миф о травмоопасности разлетался
мгновенно, как только люди начинали понимать, что в школьную программу вводится
тэг-регби, где захват имитируется срыванием ленточек. Правда, нашёлся один преподаватель,
из числа бывших регбистов, который возмущённо воскликнул: «Что за дебильная
игра?! Как можно играть в регби, без контакта?!» В противовес ему выступил другой
бывший регбист, а ныне тренер из посёлка Ирбей Андрей Дрозд: «Есть крепкие
ребята, которые берут в руки мяч и сносят всех, на своём пути. Чтобы научить их
играть, я стал применять на тренировках тэг-регби. Здесь они вынуждены играть в
пас и отрабатывать уход от захвата». Кстати, в школах Австралии и Новой
Зеландии, где регби – спорт № 1, обучение начинается с тэг-регби, и только
потом осваивают классическую игру.
Никаких особых условий для преподавания
тэг-регби не требуется: овальный мяч и ленточки. Ими, на паритетных началах,
снабдили всех учителей, включившихся в эксперимент, краевая федерация регби и
оба красноярских клуба. Они же обеспечили учителей методической литературой, выпущенной
специально к апробации тэг-регби в школах, и прикрепили к каждому учителю куратора,
из числа специалистов регби. Кроме того, вместе с краевым министерством
образования, на базе «Енисея-СТМ» были организованы ежемесячные обучающие
семинары.
«Фишки» из Москвы и «коврик» из Британии
Семинары по тэг-регби – особая
тема. В течение учебного года их прошло восемь, и в каждом была своя «изюминка».
На первый семинар из Москвы прилетел Заслуженный учитель России Дмитрий
Бесполов, который начал преподавать на своих уроках основы регби, задолго до
того, как они получили одобрение сверху. Человеком он оказался заводным и,
вместо отведённых двух, четыре часа кряду показывал красноярским коллегам приёмы
работы с учениками, которые называл «фишками». Главная особенность «фишек»
Бесполова заключалась в том, что их можно применять при освоении самых разных
видов спорта, и это нашло подтверждение в перечне известных спортсменов,
которые прошли через его уроки. Среди
них, кроме регбистов, есть известные борцы, конькобежцы, футболисты.
На один из семинаров Александр
Первухин умудрился «затащить» тренера по ОФП сборной России Пола Пука. Добрую
половину своего выступления британский специалист посвятил вопросам развития у
ребятишек интереса к регби. Другой особенностью работы Пука оказался коврик с
датчиком, на котором он протестировал юных воспитанников Юрия Антонова,
помогавших ему в проведении семинара. Завершив проверку, Пук воскликнул:
«Теперь я понимаю, почему «Енисей» – чемпион России. Здесь есть прослойка ребят
с большим потенциалом. Это – будущие чемпионы. Их показатели выше, чем у сверстников
в Англии». Дело за малым – распространить опыт работы тренера Антонова по
школам.
С нуля до педагогических вершин
Важным компонентом апробации
стала проверка уроков рабочей группой, которую возглавил заслуженный тренер
России Владимир Кичайкин. Вместе с ним по школам города и края мотались специалист
спортивно-массового отдела краевого министерства образования Елена Радченко и инструктор-методист
КДЮСШ Татьяна Петрова. Огромное впечатление на проверяющих произвёл учитель
красноярской школы №8 Фарит Ахметгараев. «Не каждый опытный тренер может обеспечить
такую плотность занятий, – резюмировал Владимир Кичайкин. – На протяжении всего
урока были задействованы восемь мячей, и
ребятишки постоянно находились в движении». Секрет успеха учителя, который
никогда прежде не занимался регби, оказался до банальности прост: он регулярно
посещал семинары и внимательно читал методическое пособие, где в подробностях
расписано, что и как нужно делать.
Ещё одно важное условие успеха –
взаимодействие с куратором. Интересный урок провела учитель лицея № 102 г. Железногорска Надежда
Чурина. Прямо во время урока с места вставал бывший игрок «Красного Яра» и
сборной России Алексей Сарычев и включался в работу. Фактически он был вторым
учителем. Как выяснилось, многократный чемпион страны посетил все уроки своей
подопечной по тэг-регби и помог ей в короткие сроки стать специалистом
неведомой ранее игры. На открытом уроке Надежды Чуриной присутствовали учителя
физкультуры из других железногорских школ, которые тут же выразили желание начать
преподавание основ регби с нового учебного года, но с условием, что Алексей
Сарычев будет курировать и их уроки.
Нельзя сказать, что все школьные
занятия тэг-регби везде прошли на «ура». В разговоре с одним из учителей,
выяснилось, что его навязали работу с овальным мячом, чего он совершенно не хотел.
Однако в ответ на предложение помочь сменить профиль третьего урока физкультуры,
он предпочёл оставить, как есть, лишь бы не перечить своему директору. В другой
школе к началу открытого урока оказались ненакаченными регбийные мячи. Что уж
говорить про обычные занятия? Но это – исключения, как правило, уроки по
тэг-регби проходили на достойном уровне.
Большемуртинские «ноу-хау»
Два совершенно разных по оригинальности
урока провели большемуртинские учителя. В районном центре в апробацию
включились сразу три педагога, но «под танки» (комиссию) бросили самого
молодого Евгения Серебренникова. Его ученики вели себя весьма свободно, словно
на уроке не было десятка строгих «дядек и тёток». Однако они реагировали на каждое
указание учителя, и быстро переключались с одного вида деятельности на другой. «Какое
огромное разнообразие ситуаций! – заключила Татьяна Петрова. – Я насчитала
двенадцать упражнений, связанных с ориентацией на площадке и передачей мяча в
движении». Члены комиссии отметили интересное «ноу-хау»: подачу сигналов не
свистком, а голосом. Правда, сам учитель признался, что забыл свисток в
тренерской комнате, а посему был вынужден выкручиваться таким образом. Мальчишки
и девчонки с азартом играли в тэг-регби, а после окончания игры Евгений
попросил их прикрепить на плакат, изображающий регбийное поле, «смайлики»,
отвечающие их настроению. Четыре показали «смайлика» оказались нейтральными, а
остальные восемнадцать «улыбались» во весь рот.
Учитель села Лакино Большемуртинского
района Артём Санин «засветился» на всю страну, благодаря сюжету, показанному по
НТВ. Когда приезжала съёмочная группа, стояла тёплая погода, и урок проходил на
улице, но к приезду комиссии из Красноярска подморозило, и молодой учитель
показал, как можно провести качественный урок в крошечном зале. Здесь были разнообразные
упражнения, вплоть до отработки ударов с отскока, а в конце занятия учитель
попросил ребят вспомнить всё, что они делали на уроке, и главное – с какой
целью? Для полноты картины осталось добавить, что Санин – отнюдь не регбист.
Своим любимым видом спорта он назвал настольный теннис, а основы регби начал
преподавать по указанию сверху. В отличие от него, Серебренников в детстве
занимался в секции регби, но потом увлёкся волейболом и, во время учёбы в
институте, даже получил приглашение в ВК «Дорожник», выступающий в чемпионате
России. Вернувшись в родной посёлок, он стал вести секцию волейбола, однако
новые веяния заставили его вспомнить
игру с овальным мячом.
Девчонки «рулят»
На одном из семинаров учитель
красноярской школы № 86 Борис Сундуков, известный своей приверженностью к
футболу, заявил, что девчонки куда охотнее играют с овальным мячом, нежели с
круглым. Его наблюдение нашло многократное подтверждение в разных учебных заведениях города и края. Команды, составленные
из девочек 5-6 классов, нередко переигрывали сверстников-мальчишек. Некоторые
из них с восторгом отзывались о тэг-регби и говорили, что хотели бы попробовать
себя в профессиональной команде. В
назаровской школе девчонки показали на уроке чудеса изворотливости. Одну за
другой они переиграли две команды одноклассников, не пропустив в своё зачётное
поле ни одной попытки.
Завершающим этапом апробации
основ регби в средних учебных заведениях края стало участие в соревнованиях Школьной
спортивной лиги. Они прошли в три этапа, на каждом из которых выявлялись
сильнейшие. В финальные турниры пробились шесть сельских и девять городских
команд. Здесь преимущественно играли мальчики, многие из которых занимаются в
регбийных школах и секциях, но и не обошлось без представительниц прекрасного
пола. Например, команду посёлка Солонцы возглавляла Катя Шнайдер. По уверению
учителя и тренера местных регбистов Сергея Лапковского, ребята сами выбрали её
капитаном, и не ошиблись. Команда, ведомая девочкой, выиграла все пять встреч и
заняла первое место в турнире сельских школ. Уступив только солонцовским регбистам,
вторым призёром стала ирбейская школа № 1, а замкнула тройку призёров
нижнеингашская школа № 2, которая только по лучшей разнице опередила команду из
посёлка Родники Шарыповского района.
В турнире среди городских учебных
заведений сильнейшей оказалась красноярская школа № 65 (учитель физкультуры Кирилл
Высоцкий), и не удивительно – куратором и тренером здесь является многократный
чемпион страны, успешный детский тренер Евгений Мочнев. В финале его команда переиграла
сильную команду школы № 8 г.
Ачинска, с которой в одном лице (учителя, куратора и тренера) работает молодой,
но уже известный наставник Дмитрий Киреев. «Они нас перебегали», – посетовал
он, после финальной игры. С силовой подготовкой у ачинцев – полный порядок, а
тег-регби поможет им развить ловкость и скорость. И, наконец, третье призовое
место заняла команда школы № 6 г.
Канска.
Эксперимент по внедрению регби в
школьную программу получил высокую оценку и в крае, и в Москве. Да и как иначе?
Из уст учителей, директоров школ и чиновников, связанных с образовательным
процессом, не раз звучала одна и та же фраза: «первый раз вижу, чтобы спортивная
федерация так серьёзно помогала школе». Министерство образования РФ признало
тэг-регби таким же полноправным видом спорта, как футбол, баскетбол, волейбол и
гандбол. К середине июля своё желание преподавать игру с овальным мячом в новом
учебном году подтвердили больше шестидесяти школ Красноярского края. У
остальных ещё есть время на раздумья.
Евгений КУТАКОВ
Владимир ГРАЧЁВ, заслуженный тренер России:
- Почин положен, и думаю –
хороший почин. Дети улыбаются, им это доставляет удовольствие. Видно, что
занимаются не из-под палки. Родители, педагоги, тренеры тоже довольны, а сколько было пессимизма
вначале?
Василий БОЙКО, директор красноярской школы № 80:
- Я очень благодарен двум
красноярским клубам за то, что они объединили усилия и создали условия для
занятий любительским регби детям в школах. Для меня, как директора, очень
важно, что ребята занимаются совершенно бесплатно. Кроме уроков, два раза в
неделю ребятишки тренируются по руководством квалифицированного специалиста, и
это выводит их с улиц. Сколько было радости, когда им выдали настоящую
регбийную форму! Они стали лучше учиться потому, что тренер и учитель
физкультуры контролируют их успеваемость.
Сергей САДОВСКИЙ, директор школы села Лакино Большемуртинского района:
- Разных предложений, по поводу третьего урока физкультуры, было
много, но в большинстве случаев нам просто присылали бумагу, а ты крутись, как
хочешь. Кроме регбистов никто ничем не помог, а тут – и инвентарь, и методика. Не нужно изобретать
велосипед: бери методическое пособие и делай на его основе рабочую программу.
Евгений ПЕТРОВ, директор школы № 3 г. Назарова:
- Мы занимаемся регби второй год:
в прошлом году открыли секцию, в чём нам очень помог РК «Енисей-СТМ», а с этого
учебного года – отвели третий час физкультуры. Конечно, детям очень нравится.
Если проанализировать социальный состав, треть – трудные, непоседы, у которых
проблемы с поведением. Они выплёскивают здесь свою энергию и становятся более
воспитанными, у них вырабатывается командный дух. Как говорит наш тренер Валера Игнатьев:
«Регби – игра для настоящих мужчин», а бесконтактное регби хорошо получается у
девочек.
Юлия ЕРЕМЕЕВА,
ученица 7 класса школы № 3 г.
Назарова:
- Интересная игра, экстремальная.
К нам девочка из седьмой школы попросилась: ездит сюда из центра, чтобы играть
в регби. После школы я планирую поступать в медицинский институт, о
профессиональной команде пока не думала, но всё может быть.
Антон ВЛАСОВ, завуч и учитель физкультуры лицея № 74 г. Зеленогорска:
- В целом, я отношусь к введению тэг-регби
в школьную программу хорошо. Лишь бы не получилось, как с туризмом: обучили
людей, закупили оборудование, а в этом году его отменили. Главная сложность –
боязнь самого слова «регби». У нас, в Зеленогорске, люди имеют о регби весьма
смутное представление: думают, что это что-то жёсткое и опасное. Второе – мы
одни в городе, не с кем играть и соревноваться. К нам один раз приезжали ребята
из Красноярска и два раза – из Ирбея. Маловато. Я возлагаю надежды, что на
следующий год к урокам подключатся еще одна-две зеленогорских школы.
Виталий ЛЕСНЯК, директор лицея № 102 г. Железногорска:
- Впечатления – только
положительные. Этого всего бы не было, без методической поддержки и без
куратора, который научил и увлек, прежде всего, наших учителей. У нас три пятых
класса, и в них идет эксперимент. Для меня регби – новая игра: по сути дела, я
с ней встретился впервые. Чем она интересна? Во-первых, здесь могут играть
смешанные команды: мальчики и девочки. Во-вторых, игра подвижная, динамичная,
развивает двигательную активность. Что ни говори, а пять-шесть уроков дети
просто сидят, а здесь у них есть возможность побегать. Для детей это тоже новая
игра. Другие игровые виды они уже попробовали, а новое всегда интересно.
Ольга ЛАМБЕРГ, бабушка ученицы:
- Я сама в детстве играла в
ручной мяч. У нас была хорошая компания разновозрастных подростков. Мы
самостоятельно изучили правила, сделали ворота и с удовольствием играли. В
школе тогда это не было принято, но мы играли, и то, что я сейчас увидела, меня
порадовало. Это – комплексны подход: здесь развивается не только физическая
сила и дыхание, ребята учатся видеть сразу многое, что происходит на площадке,
и точно передавать мяч.
Надежда БУБЛИК, учитель физкультуры из г. Минусинска:
- Я сама – мастер спорта по
дзюдо, вживую видела регби всего один раз. Мне очень понравилось, а сейчас,
когда стала уходить в регби с головой, стало ещё интереснее. Мне нравится
нестандартность упражнений, которые нам предлагают для уроков. Их можно
применять не только в регби, но и, например, в баскетболе.
Настя МЕЛЬНИКОВА, ученица 5 класс СОШ № 2, г. Сосновоборска:
- Хорошая игра, она мне сразу понравилась. Конечно, я хотела бы
стать регбисткой. Не знаю, что будет дальше, у меня много разных интересов. Надо
пользоваться шансом, чтобы познать что-то новое.
Евгений СТАВЕР, учитель физкультуры г. Назарова:
- В школе больше внимания
уделяется таким игровым видам спорта, как волейбол и баскетбол, но они уже
приелись. Я думаю, нужно развивать тэг-регби, а потом выходить на силовую
борьбу. Я хочу попробовать себя в роли тренера регбистов. Хорошо бы получить
диски с разминочными упражнениями и отработкой «веера».
Александр БЕЛОШЕДОВ, тренер ЛРК «Кедр» (Зеленогорск):
- Я – не учитель, но решил
съездить на семинар по тэг-регби. Очень понравилось, особенно – Пол Пук. Всё
просто и доступно, даже английский не обязательно знать. Теперь буду
использовать упражнения, которые он показывал, на тренировках со своими регбистами.
Александр ПЕРВУХИН, директор и главный тренер РК «Енисей-СТМ»:
- Самое главное, что мы сделали за
последний год – не чемпионство. Сегодня оно есть, завтра уйдёт, куда важнее –
такую махину с места сдвинули. Пусть немножко, но сдвинули. По отзывам людей,
которые никогда раньше не занимались регби, оно вызвало интерес в школах и
пошло. На следующий учебный год сохранились все школы, в которых прошла
апробация, и добавились новые. Утопия – думать, что в одном Красноярском крае
сделаешь, и всё наладится. Тем не менее, я думаю, и в других местах эта тема
будет серьёзно работать. Пока мы идём правильно, только нужно удержать уровень
преподавания. Приятно слышать, что федерация регби выполнила все свои обещания
по инвентарю, методической литературе, проведению соревнования и обеспечению
кураторства. Главная задача школьного регби – это массовость: когда в массовое
сознание приходит понимание, что такое регби, и его уже не путают ни с каким
другим видом спорта. Дальше – работа филиалов, клубов, федерации по выбору
одарённых мальчишек и девчонок для игры в настоящее регби, как это делается во
всём мире.
|