Завершается первый (экспериментальный) год преподавания тэг-регби в
школах города Красноярска и Красноярского края. Очередные открытые уроки прошли
в Большемуртинском районе.
В районном центре в эксперимент включились сразу три учителя физкультуры
СОШ № 1: два опытных и один совсем молодой. Именно его, Евгения Серебреникова,
старшие товарищи «бросили под танки»: под строгие взгляды членов комиссии и
директора собственной школа. Молодой преподаватель не растерялся, более того,
совершенно свободно и естественно вели себя его ученики, не обращая никакого
внимания на десяток «сердитых дядек и тёток», расположившихся в углу
спортивного зала. Однако, эта свобода сопровождалась хорошей управляемостью
класса: даже в процессе азартной игры, мальчишки и девчонки реагировали на все
замечания и указания учителя. После окончания урока Евгений Николаевич
признался, что забыл взять с собой свисток, но проверяющие даже не заметили
этого. Команды, поданные поставленным голосом педагога, оказались выигрышнее
безликого свиста.
Высокую оценку уроку дала инструктор-методист краевой ДЮСШ Татьяна
Петрова:
- Хороший контакт с ребятами:
дети относятся к учителю доверительно. Свободный вариант общения, в течение
всего урока. Очень много заданий: я насчитала двенадцать, связанных с передачей
и движением, с изменением место нахождения и ориентированием на площадке.
Некоторые упражнения вижу впервые, некоторые – сложноваты, но это выглядит
перспективно: огромное разнообразие ситуаций, которые могут иметь место в
регби. Мне очень понравилась команда мальчиков, девочки тоже молодцы.
Часть мальчиков, ещё до появления бесконтактного регби в школе, начали
осваивать в секции обычное, поэтому, нет-нет, да пытались сделать захват, что
вызвало недовольство заслуженного тренера России, заместителя директора РК
«Енисей-СТМ» Владимира Кичайкина:
- Урок – отличный, но когда
начинают играть контактно, нужно сразу наказывать: удалять с площадки. Пусть
посидят, подумают.
С таким подходом не согласились ни директор школы, ни куратор, ни
коллеги-учителя.
Учитель Большемуртинской СОШ № 1 Александр Степанов:
- Игра не выходила из-под
контроля, так зачем портить ребятам настроение? Если бы Евгений Николаевич
начал их удалять, думаю «хмурых смайликов» было бы больше.
Смайлики – интересный приём работы с учениками. После окончания урока,
каждый из них выбирает «мордочку», которая соответствует его настроению, и
прикрепляет на листок ватмана с изображением регбийного поля. Кстати, «хмурых смайликов» в этот на листе не оказалось
совсем. Четверо учеников прикрепили нейтральные, а остальные восемнадцать человек
– с хорошим настроением.
Учитель физкультуры школы села Лакино Большемуртинского района Артём
Санин «засветился» на всю страну, благодаря сюжету Сергея Сыркина, показанному
по НТВ. Когда приезжала съёмочная
группа, стояла тёплая весенняя погода, и урок проходил на улице, а вот к
приезду комиссии подморозило, поэтому работать пришлось в крошечном школьном
зале. Чтобы не отнимать у детей пространство, членам комиссии предложили
расположиться за открытой дверью. Впрочем, это – временные трудности: скоро в
Лакино откроется новая школа, с просторным спортивным залом и даже с
искусственным поле. Ну, а пока Артём Сергеевич был вынужден использовать имеющееся
пространство: десять метров в длину, шесть -- в ширину и четыре -- в высоту. После
небольшой разминки, ученики стали отрабатывать передачу мяча из рук в руки, и
что самое удивительное – удар с отскока. Нигде прежде, даже в самых больших
залах, учителя физкультуры не предлагали ничего подобного, а здесь некоторые ребята
весьма неплохо владели этим непростым элементом взрослого регби. Видно, что они взялись за него не впервые.
Основная часть урока была посвящена игре в тэг-регби. К сожалению,
команды получились неравными: из-за отсутствия одного мальчика, играть пришлось
пять на четыре, что повлияло на результат, тем не менее, проигравшая команда не выглядела разочарованной. Поначалу молодой учитель
производил впечатление «пофигиста», как-то уж больно неэмоционально воспринимал происходящее, но когда пошла игра, оживился и моментально фиксировал любые нарушения. После завершения игры, он проверил пульс у своих учеников, а в
конце урока, предложил им упражнение на внимательность. Бросая мяч всем, по
порядку, он ждал возвращения, тем же способой, и тут же спрашивал: всё ли было
правильно сделано? Наконец, в самом конце урока, попросил освежить в памяти,
какая было поставлена задача, и какие упражнения были использованы для её
выполнения.
При желании, всегда можно найти какую-нибудь шероховатость, но
очевидно, что оба открытых урока прошли на достойном уровне и отличались
оригинальность. Безусловно, на уровень уроков повлиял высокий авторитет регби в
Большемуртинском районе. В прошлом году игре с овальным мячом здесь отметили
четверть века. Но не только это повлияло на выбор руководителей школ, взять в
качестве третьего урока физкультуры бесконтактную разновидность игры с
овальным мячом, а не другой вид спорта. Как отметил директор школы села
Лакино Сергей Садовский:
- Разных предложений было
много, но в большинстве случаев нам просто присылали бумагу, а ты крутись, как
хочешь. Кроме регбистов никто ничего не дал, а тут – и инвентарь, и методику. Пожалуйста, делай на её
основе рабочую программу.
Руководителю школы вторила Татьяна Петрова:
- На моей практике впервые, чтобы
федерация и клубы занимались школьным компонентом.
Подводя, итог, Владимир Кичайкин, сообщил, что экспертный совет министерства
образования утвердил тэг-регби в школьной программе, и со следующего учебного
года, эти уроки будут не экспериментальныими, а полноправными, как все остальные.
Это, безусловно, даст толчок развитию массовости, вначале бесконтактного, а
следом – и классическому регби, в чём мы пока значительно уступаем ведущим
регбийным державам.
Евгений КУТАКОВ
|