Региональная общественная организация

"Красноярская краевая федерация регби"

Каталог статей
Меню сайта


Поиск


Календарь


Архив записей


Коллеги
  • Енисей-СТМ

  • Красный Яр

  • Федерация регби России

  • RuRugby



Приветствую Вас, Гость · RSS 19.05.2024, 06:16
Главная » Статьи » Статьи

Второй год школьного тэг-регби

Дмитрий Бесполов быстро нашёл общий язык и с учителями, и с юными регбистами.

 

В красноярских общеобразовательных школах начался второй год преподавания основ регби на уроках физкультуры. Как и в прошлом году, первый семинар для учителей, включившихся в эту программу, провёл столичный педагог-новатор, заслуженный учитель России Дмитрий Бесполов. 

 

Лучше меньше, да лучше

 

В новом учебном году число школ Красноярского края, в которых на третьем уроке физкультуры идёт преподавание тэг-регби возросло с сорока до шестидесяти пяти. Некоторых местных энтузиастов эта цифра разочаровала: они представляли себе прибавку в два-три раза больше, но организаторы предпочли ленинский лозунг: «лучше меньше, да лучше». Апробация дала хорошие результаты, но размахнувшись вширь, можно упустить завоёванные позиции.

По сообщению руководителя рабочей группы, Заслуженного тренера России Владимира Кичайкина, ни одна из школ края, в которых прошла апробация, не «соскочила» с проекта. Кое-где сменились учителя физкультуры, но пришедшие им на смену физруки продолжили начатое дело. Высокий уровень преподавания в большинстве школ во многом был достигнут, благодаря помощи кураторов, из числа специалистов регби.  Почти все лучшие специалисты подключились к проекту с прошлого года. Найти новых непросто, а если забрать в новые школы «старых», не отразится ли это на качестве работы оставленных без присмотра учителей физкультуры?

Конечно, всё это индивидуально: некоторые физруки сходу начали проводить такие уроки, что вызвали изумление у проверяющих, но встречались и те, кого нужно «подталкивать». Убери «всевидящее око» куратора, уроки тэг-регби могут превратиться в профанацию. Поэтому наращивать число учебных заведений решили, без спешки, шаг за шагом, закрепляя позиции. Впрочем, возможно, в скором времени вопрос помощи школьным физрукам встанет с новой силой. 220 учебных заведений региона выбрали для себя модульную программу физического воспитания, одним из которых является «тэг-регби».   



Семинар вызвал большой интерес среди красноярских учителей. 

       

Москвич с прибамбасами

 

На первый семинар нового учебного года съехались не только новобранцы школьного регби, но и учителя, принимавшие участие в апробации, поэтому массовость превзошла  прошлогоднюю. После теоретической части, Дмитрий Бесполов поделился своими впечатлениями:

- По сравнению с прошлым годом, повысился интерес присутствующих. Его сразу видно по реакции и вопросам учителей. Если в первый год была настороженность: «приехал москвич, со своими прибамбасами», то теперь совсем по-другому.

- Но москвич-то – интересный.

- Неважно. Это реакция на чужого человека, который показывает что-то, выходящее за рамки обычного преподавания. Сейчас обстановка более открытая.

- Какие сложности возникли с внедрением основ регби в школу?

- Если преподаватель не знаком с техникой регби, то сложность в самом освоении материала. Я показываю самые простые приёмы, которые может использовать преподаватель, незнакомый с этим видом спорта. Думаю, особых сложностей нет: привыкнуть, что пас нужно отдавать только назад, вот, пожалуй, и всё.

- В период апробации, комиссия объездила практически все задействованные школы, и дала положительные отзывы на большинство уроков.

- Я не сомневаюсь, что в Красноярске и Красноярском крае работают хорошие учителя. Другой вопрос, что в Москве нам удалось немножко раскрутить учителей. У них – столько интересных наработок, но многие считают: зачем светиться? Это – неправильно, мы должны общаться: урок физкультуры – это урок общения. Москва не закрывается и не скрывает свои наработки. Они есть в сборниках и на дисках. Присылайте нам свои статьи. Мы их отредактируем и выпустим в наших сборниках.

Самым активным среди учителей оказался директор красноярской школы № 80 Василий Бойко.  


Совет капитанов

 

Беседовать с Дмитрием Бесполовым в перерывах семинара оказалось весьма непросто. Его постоянно осаждали учителя, от многочисленных вопросов которых, даже у бывшего школьного и вузовского преподавателя (вашего покорного слуги) голова начинала идти кругом. Московский гость, видимо, уже привык к подобной атмосфере, посему держался бодрячком и терпеливо «утолял голод» всех жаждущих получить ответы из «первоисточника». Только несколько раз повторил: «Не пытайтесь сразу вникнуть во всю мелочёвку: понимание придёт в процессе работы».

Самым «надоедливым» оказался не учитель, а молодой директор красноярской школы № 80 Василий Бойко, приехавший вместе со своим физруком. Поначалу было непонятно, кто из них ведёт уроки тэг-регби. В то время, как учитель физкультуры воспринимал всё происходящее, молча, директор проявлял сверхактивность. Оказалось, что руководитель учебного заведения настолько увлёкся регби, что решил написать диссертацию о развитии личности ребёнка в процессе занятий с овальным мячом. В связи с этим, его интересовал вопрос: как измерить автономность учеников?   

Участники семинара были несколько шокированы потоком специальной терминологии, которой сыпал директор школы, но когда ведущий помог перевести его речь на привычный язык, начали высказывать свои предложения. Наглядный пример привёл сам Дмитрий Бесполов: «Я работаю в школе 28 лет и не хожу в раздевалку, чтобы проверить, не идёт ли там разборка между командами? Есть совет капитанов, способный решить этот вопрос». И не только этот. Совет капитанов концентрирует интересы учащихся и выходит на учителя с предложениями и готовыми решениями.


Эти мальчишки хорошо играют и в тэг-регби, и в обычное.  


С контактом или без?

 

Рассказывая о практике школьного регби в других странах, Дмитрий Бесполов отметил, что в Англии и Скандинавии, в основном, культивируется контактный вариант. Будучи в Канаде, он видел, как на уроках дети грают в настоящий хоккей. Причём, учитель поставил «двойку» девочке-восьмикласснице, которая заплакала, после столкновения и падения на лёд. Регби там тоже включено в школьную программу. Однажды, при переходе из школы на спортивную площадку, мальчик попал под машину и сломал палец. Можно себе представить, что бы происходило в подобной ситуации в России, а в Канаде мама ученика пришла извиняться перед учителем, за невнимательность своего ребёнка на дороге.

У нас – совершенно другой менталитет, в чём-то он – лучше, в чём-то – хуже. Наверное, наш менталитет – более человечный, но нельзя всю вину сваливать на учителя и директора школы. При всём желании, они не в состоянии предусмотреть все неприятности, поэтому с раннего возраста нужно учить детей заботиться о своём здоровье. Хотим мы того, или нет, травмы были, есть и будут. Другое дело, что при разумной организации, можно удержать их в разумных пределах. Статистика показывает, что 20% всего школьного травматизма приходится на уроки физкультуры. По мнению Дмитрия Бесполова, задача физруков – не допустить 21%.      

Наверное, с нашим менталитетом сложно вводить в школьную программу контактное регби, да и нужно ли? Для желающих есть секции, а урок отличается от тренировки тем, что учитель должен работать со всеми учениками. Тем, кто не испытывает особого влечения к этой игре, вполне достаточно знаний и навыков, полученных в тэг-регби. Показывая работу с классом, Дмитрий Бесполов выразил сожаление, что в помощники ему дали молодых регбистов: «куда интереснее работать с неподготовленными ребятами». Что ж, дождёмся следующего года и посмотрим, как будут воспринимать учителя-новатора из Москвы красноярские ребята с улицы. Своё предварительное согласие он уже дал: «Если пригласите, с удовольствием приеду. Сейчас я на всех трибунах говорю, какой великолепный город – Красноярск».     


Красноярские учителя не оставляли столичного педагога ни на минуту.    

 

Денис Долгопятов, учитель физкультуры красноярской гимназии № 11:

- Как любителя регби, меня не может не радовать, что этот прекрасный вид спорт начинают продвигать в массы уже на уровне школы. Радует реальная поддержка в виде инвентаря и вспомогательной литературы. Не ожидал, что Дмитрий Бесполов настолько интересно преподнесет всю нужную информацию. У него есть чему поучиться, и что позаимствовать на свои уроки, а ещё он способен зарядить позитивной энергетикой, что тоже очень важно.

 

Василий Бойко, учитель истории, директор красноярской школы № 80:

- Мне понравились необычные формы работы, которые не перегружают детей и мотивируют, идти на следующий урок. Упражнения имеют большое разнообразие и применимы, как для регби, так и для других видов спорта. Они подходят для детей с разными физическими и интеллектуальными способностями. Во время семинара у меня появилось желание самому попробовать провести урок по тэг-регби.

 

Сергей Мурашкин, тренер-преподаватель ДЮСШ «Енисей-СТМ», куратор по тэг-регби:

- Дмитрий Владимирович – человек со знаниями и любовью к своему делу. Видно, что он работает не столько за деньги, сколько на благо всего российского регби. У него – своеобразный подход: наши уроки физкультуры никогда не проходили под музыку. Некоторые из увиденных  у него упражнений я уже стал применять на тренировках со своими маленькими регбистами. Вообще, внедрение основ регби в школьное образование – огромный плюс. На их базе физическое развитие учеников идёт эффективнее, чем на основе привычных видов спорта.

 

Оксана Пермякова, учитель физкультуры красноярской школы № 63:

- Общее впечатление от семинара – самое благоприятное. На мой взгляд, самое полезное, что вся информация значима, интересна и доступна. Методические приёмы, которые я увидела на мастер-классе, стараюсь применять на своих уроках. Очень здорово, что такие профессионалы, как Дмитрий Владимирович Бесполов и Владимир Владимирович Кичайкин, делятся своим опытом в области обучения регби. 


Евгений КУТАКОВ,

фото Сергея ЯРЛЫКОВА.          

Категория: Статьи | Добавил: kkfr (26.11.2013)
Просмотров: 1555 | Рейтинг: 5.0/5
Красноярская краевая федерация регби, 2011